Жилой комплекс «Юго-Западный» позиционируется как идеальное место для загородной жизни, жилье бизнес-класса, имеющее выгодное расположение и отличную экологию. К сожалению, реклама комплекса использует настоящее время, тогда как стоит использовать будущее.
Украинская ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
Компания "Донстрой" готовится к началу заселения шести новых домов в жилом комплексе "Остров". Проект реализуется в южной части Мневниковской поймы. К передаче будущим собственникам готово 1488 квартир, а также машиноместа в подземном паркинге и кладовые. На первом уровне зданий – 24 помещения под коммерцию. Одно из них уже сдано под медицинский центр
Многие ошибочно полагают, что главными виновниками всех бед пострадавших соинвесторов являются недобросовестные строительные компании. Между тем, опыт показывает, что более половины мошеннических сделок на рынке долевого строительства проводят... нечистоплотные риэлторы!
Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении подмосковной муниципальной чиновницы, подозреваемой в захвате земельного участка на территории Бородинского военно-исторического заповедника. Кроме того, следователи проверяют законность выделения под дачное строительство и других земель в границах заповедника.
Более 90% жилых площадей, сдаваемых в наем в Москве, арендуются с использованием «серых» и «черных» схем. Об этом со ссылкой на руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы сообщает РИА «Новости». Объемы съемного жилья в Москве в настоящий момент оцениваются экспертами примерно в 10 млн. кв. м.
Как зарабатывают на дольщиках застройщики и государство
Схемы заработка
Зачастую после того как застройщики замораживают строительство, на помощь пострадавшим приходит государство, выделяющее деньги на достройку дома. В Нижегородской области, к примеру, принят закон о поддержке дольщиков. Но не всегда выделенные средства идут по назначению — часть из них оседает в карманах чиновников. Так, арестован бывший руководитель ГУП "Управление по реконструкции и развитию уникальных объектов" правительства Москвы Андрей Барканов, подозреваемый в хищении 1,5 млрд рублей, которые были выделены на достройку домов в Южном Тушине.
Кроме того, известны случаи, когда застройщики изначально планируют подобные схемы проблемного строительства. То есть сначала они присваивают деньги дольщиков, а потом еще и разворовывают вместе с чиновниками средства, выделяемые государством на достройку. Например, подозрительно дружное торможение строительства ЖК "Московские окна" заказчиком — Минобороны и застройщиком привело к тому, что дом до сих пор не построен, а обманутые покупатели шлют многочисленные письма, направляемые чиновниками в то же самое министерство, на которое, собственно, и жалуются люди. Известны случаи, когда при остановленном строительстве дольщиков убеждали в том, что дом не будет завершен, вынуждая их в спешке и страхе продавать свои квартиры по бросовым ценам. Разумеется, покупателями являлись соучастники мошеннической схемы с искусственно замороженным объектом.
Чем выгодны недострои
В долевом строительстве госслужащие чаще всего зарабатывают обычными взятками. Причем при недострое у них есть возможность получить откат дважды: при оформлении документов и от первого застройщика, и от второго, привлеченного вместо первого, обанкротившегося.
Кроме того, у чиновников появляется возможность влиять на строительный рынок, всего лишь задерживая выдачу нужных бумаг нежелательному застройщику, т. е. банальным бездействием — и проценты по кредиту сделают проект нерентабельным, как произошло, например, с СФК "Реутово" в подмосковной Балашихе.
Есть и другая сторона "положительной" статистики работы чиновника: передав строительство проблемного дома новой компании, чиновник решает серьезную социальную проблему. И никого уже не волнует, что он же, возможно, и создал осложнения и застройщику, и дольщикам. Бюджет имеет свою выгоду: отдавшие последнее люди в случае необходимости доплат, как правило, вынуждены брать ипотечные кредиты, которые финансируются государством. К примеру, в Перми в прошлом году за счет бюджетных средств кредитовали обманутых дольщиков на льготных условиях. Кроме того, второй круг денежного обращения по одной и той же сделке — это дополнительное налогообложение.
Как решить проблему
Сразу отмечу, что обычные граждане, не являющиеся профессионалами строительного рынка, вряд ли смогут разобраться в запутанных схемах приобретении "первички". Им можно только посоветовать не экономить на юридических и риелторских услугах, раз уж собрались выгадать на рисковых сделках с жильем. Следовательно, речь скорее о том, как решить проблему на уровне государства.
В первую очередь, необходимо запретить участие физических лиц в долевом строительстве, как это сделано, например, в Великобритании. По сути, дольщики — это потребители. Однако законодательство и органы власти зачастую приравнивают их к инвесторам, т. е. профессиональным участникам рынка недвижимости. Поэтому и отношение к их бедам соответствующее. Безусловно, следует ввести обязательный минимальный уставный капитал для застройщиков на уровне требований, предъявляемых к банкам или страховщикам. Ведь если компания будет платежеспособна, то конфликтов с дольщиками не возникнет в принципе.
Кроме того, другая основная проблема, в результате которой возникают недострои, — это нецелевое расходование средств застройщиком. Так почему бы не создать систему финансирования строительства через специальные счета в банках, откуда деньги будут переводиться исключительно на обозначенные договором цели? К слову сказать, идея не нова и успешно используется во многих странах, например, в США. Однако ввести подобные улучшения весьма сложно: ведь на сегодняшний день слишком многие получают выгоду от ситуации с недостроями. В убытке остаются лишь простые граждане.