Горячая линия: (495) 743-15-15
Поиск:  
 
Главная страница Анкета пострадавшего On-line консультации Фото/Видеоотчеты Контакты Форум
  Подписаться на новости: 
Новости
СМИ о пострадавших
Контрольная закупка
Справочная
Пресс-служба
О нас
Черные риэлторы
Юридическая консультация
Форум пострадавших дольщиков
Контрольная закупка
ЖК «Юго-Западный»: бардак по-восточному

Жилой комплекс «Юго-Западный» позиционируется как идеальное место для загородной жизни, жилье бизнес-класса, имеющее выгодное расположение и отличную экологию. К сожалению, реклама комплекса использует настоящее время, тогда как стоит использовать будущее.
Украинская ассоциация помощи пострадавшим инвесторам
Долевое строительство
В Люберцах Московской области специалисты достроили ЖК со встроенной автостоянкой

Инспекторы Главгосстрйонадзора Московской области выдали заключение о соответствии проекту многофункциональному комплексу «Liberty» со встроенной автостоянкой в Люберцах, сообщает пресс-служба надзорного ведомства
05.11.2024
Осторожно - риэлтор!
Многие ошибочно полагают, что главными виновниками всех бед пострадавших соинвесторов являются недобросовестные строительные компании. Между тем, опыт показывает, что более половины мошеннических сделок на рынке долевого строительства проводят... нечистоплотные риэлторы!
Земельные отношения
Чиновницу подозревают в переделе Бородинского поля

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении подмосковной муниципальной чиновницы, подозреваемой в захвате земельного участка на территории Бородинского военно-исторического заповедника. Кроме того, следователи проверяют законность выделения под дачное строительство и других земель в границах заповедника.
11.05.2011
Экономика и недвижимость
Черный наем

Более 90% жилых площадей, сдаваемых в наем в Москве, арендуются с использованием «серых» и «черных» схем. Об этом со ссылкой на руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда столицы сообщает РИА «Новости». Объемы съемного жилья в Москве в настоящий момент оцениваются экспертами примерно в 10 млн. кв. м.
15.09.2011
МММ и другие пирамиды

Главная \ Финансовые пирамиды \ Финансовые пирамиды в мире

Пирамида Позни (США, 1919-1920)

26 декабря 1919 года вечерние бостонские газеты сообщали об очередном корабле, пропавшем в районе Пуэрто-Рико, о торжественном параде в честь возвращения войск из Европы, о модных в то время танцевальных чарльстон-марафонах. Пожалуй, мало кто обратил внимание на скромное рекламное объявление, затерянное на последних страницах: «Секьюрити Эксчендж Компани». Операции с почтовыми купонами. Ваш доход 50% через полтора месяца». И подпись – Чарльз Понзи.

О жизни нашего Чарльз Понзи до 1919 года известно немного. Родился на севере Италии, в Эмилии-Романье – области, знаменитой своими игристыми винами Ламбруско. Сонная жизнь итальянской глубинки не увлекала Карло, и он перебрался в Рим, чтобы через два года купить билет второго класса на пароход «Ванкувер» до Бостона.

В 1903 году он, как и тысячи его соотечественников, вступил на «континент возможностей», имея 3 доллара в кармане. Он был официантом, мыл посуду, скитался по Восточному побережью в поисках работы, помогал своим землякам отправлять денежные переводы в Италию. Но все это было не то – пытливый ум напряженно искал приложения своим недюжинным способностям.

В Монреале Понзи устроился в небольшую банковскую контору, которая, впрочем, скоро обанкротилась. Карло было предъявлено обвинение в подлоге, и он попал в тюрьму на полтора года. Освободившись, нанялся художником рисовать рекламные плакаты во Флориде, однако вскоре полиция арестовывает его на границе Канады и Соединенных Штатов – наш герой пытался провести через нее группу нелегальных иммигрантов-итальянцев. Вновь тюрьма, теперь на два года.

В августе 1919 года Понзи получает письмо из Европы. Само письмо не очень заинтересовало его – обычная коммерческая переписка, но из конверта выпал небольшой бумажный квадратик – купон Всемирного Почтового Союза. В начале прошлого века отправитель прикладывал такой купон к своему письму, чтобы получатель мог обменять купон на марку своей страны и отправить ответ бесплатно. Разумеется, цена на почтовые купоны была одинаковой в разных странах и зафиксирована в национальных валютах.

Следствием Первой мировой войны стала девальвация в европейских странах, при том что цены на купоны остались прежними. Понзи обнаружил, что, например, в Испании купон можно было купить за эквивалент одного цента, а в Соединенных Штатах его же обменять на марки стоимостью шесть центов! Воображение рисовало впечатляющие картины – сотни агентов в Европе скупают дешевые купоны и отсылают их в Америку, где он, Понзи, их обналичивает. К его сожалению, сразу же выяснилось, что вся возможная сверхприбыль съедается стоимостью транспортировки, кроме того, надо было умудриться продать огромные объемы марок, на которые обменивались купоны.

Понзи сделал для себя важное открытие, все, кому он рассказывал о своем новом деле, хотели бы вложить деньги в новое предприятие. Люди, зачарованные возможностью быстрого заработка и красноречием Карло, не особо интересовались, откуда возьмется обещанная сказочная прибыль. Видимо, тогда и родилась достаточно простая идея – посулить людям баснословно высокие дивиденды, которые будут выплачиваться за счет привлечения новых вкладчиков, а легенду об инвестициях в почтовые купоны использовать, чтобы объяснить людям, откуда берутся такие прибыли.

В декабре 1919 года Карло Понзи занял 200 долларов, зарегистрировал «Секьюрити Эксчендж Компани» и арендовал небольшую комнату. Остаток денег ушел на письменные принадлежности. Из ничего, на пустом месте Карло Понзи начал возведение первой финансовой пирамиды, в основание которой были положены человеческая алчность и вера в чудо.

И вот в итальянском квартале Бостона пошли разговоры о каком-то финансовом гении, который обогатился на торговле почтовыми марками. Мало того – этот гений дает возможность заработать и другим: на вложенные 100 долларов он выплачивает через сорок пять дней 150!

Первыми клиентами стали знакомые и соседи. Вначале он работал один – учет принятых и выплаченных денег осуществлялся с помощью системы карточек. После того как первые вкладчики получили свои деньги с невероятно высокими процентами, о Понзи заговорил весь город. Уже к марту посетителей стало так много, что пришлось взять на работу некую Люси Мартелли, а еще через месяц приемом и выдачей денег занимались уже тридцать клерков! Вот что писала New York Evening World: «...Да этот парень волшебник! Отдайте ему свои деньги, и он обогатит вас за 45 дней! Гений, делающий миллионы на торговле почтовыми купонами, делится своими прибылями со всеми желающими...»

Понзи заявлял: то, как он зарабатывает на почтовых купонах, его коммерческая тайна, и намекал на обширную сеть собственных агентов, которые скупают купоны во всех странах Старого Света. Впрочем, никто особо и не вникал в тонкости его бизнеса – Бостон был охвачен новой манией моментального, сказочного обогащения. Большинство вкладчиков, получавших свои деньги с процентами, тут же вновь вкладывали их в предприятие итальянца. Да и сложно было удержаться – люди стояли в очередях по несколько часов, чтобы сдать деньги «финансовому гению», который сам выходил к ожидающим, шутил и угощал кофе.

Наличных денег появилось так много, что их стало сложно перераспределять между более ранними инвесторами и более поздними. В июне Карло купил 40 процентов акций одного из банков и превратил его в центр управления своими финансовыми потоками. Отделения стали открываться по всему побережью – от Нью-Джерси до границы с Канадой. Власти не знали, как реагировать на деятельность Понзи – такое происходило впервые, и никаких законов, регулирующих перераспределение денег от одних людей к другим, еще просто не было.

Тем временем Карло Понзи становится публичной фигурой – газеты называют его волшебником и просят предсказать будущее американской экономики. Пишут о его манере курить сигару, о счастливой жене Розе, а толпы людей собираются, чтобы взглянуть на его особняк, купленный в престижном районе финансистов и банкиров Лексингтоне. Вообще, в тот год было модно уметь разбираться в векселях, акциях и процентах.

В июле жители Бостона приносили в офисы Понзи более миллиона долларов в неделю – стоит отметить, что в то время средняя зарплата служащего была 1300 долларов в год! В центре этой незамысловатой финансовой машины по перераспределению денег находился эмигрант без американского гражданства, что, впрочем, не мешало ему в интервью заявлять о претензиях на пост мэра Бостона. Пирамида вобрала в себя тысячи людей по всему Восточному побережью – даже треть бостонской полиции была вовлечена в аферу. За семь месяцев Карло, используя только свое красноречие и психологию людей, стал миллионером – и все благодаря почтовому купону за шесть центов!

5 августа в одной из газет появляется статья бывшего работника Понзи, который раскрывает схему невиданного до той поры мошенничества. Стало понятно, что никакой торговли купонами не существует. В тот же день окружной прокурор запретил Понзи принимать деньги новых вкладчиков до выяснения сути его бизнеса.

А в городе началась паника – ранним утром следующего дня тысячи людей собрались у центрального офиса «Секьюрити Эксчендж Компани», желая вернуть свои деньги. В течение недели все отделения компании Понзи исправно выплачивали наличные, он сам выходил к вкладчикам и успокаивал их, сохраняя поразительное хладнокровие... Однако через неделю деньги кончились. Отряды полиции с трудом сдерживали беснующиеся толпы, атакующие офисы Понзи. Тогда же публике стали известны некоторые детали темного прошлого финансового гения. Волшебник, давший тысячам людей надежду на быстрое обогащение, оказался аферистом, у которого не было даже американского гражданства! Вкладчики последних месяцев потеряли два миллиона долларов – они уже были выплачены как проценты по более ранним вкладам.

Самое поразительное, что создатель финансовой пирамиды даже не попытался бежать с деньгами. В доме Понзи после его ареста были обнаружены огромные запасы молодого итальянского вина и горы пустых коробок из-под обуви – в них он хранил деньги. В ящике стола итальянца одиноко лежал почтовый купон за шесть центов.

Чудесное превращение из бедного эмигранта с темным прошлым в миллионера сильно повлияло на его способность трезво оценивать ситуацию – он был зачарован ролью всемогущего финансового волшебника. Огромные деньги утекли сквозь пальцы, как песок.

Имя Понзи стало для американцев нарицательным – оно навсегда связано со слепой верой человека в моментальное сказочное обогащение и напоминает о том, что обязательно найдется обаятельный волшебник, способный пообещать это.


 
 
Rambler's Top100